Назад к списку

Почему PR - это «про деньги»? 

Принято считать, что PR - это нечто летучее, эфирное и не то что бы про прибыль. Ну то есть, да, на определенном этапе развития, компания или проект хочет PR. Но гораздо раньше компания или проект хочет маркетинг. Потому что маркетинг - это про продажи (а значит и про прибыль), а PR - для души. Для высших, по пирамиде Маслоу, целей. 


Идеалист поспорит, а я просто оставлю это здесь (см. график ниже).



Как ни переверни, а рынок демонстрирует активный переход работодателей от «души» к телу, что в нашем случае - к деньгам. Из всех вакансий размещенных на сайте SuperJob.ru только 4% - про PR. Лидеры рынка - продажи (30%, по данным исследовательского центра SJ). С декабря 2015 по январь 2016 спрос на специалистов по PR и рекламе снизился на 8% (относительно начала года). А из всех запросов на специалистов в сфере маркетинговых коммуникаций 21% приходится на менеджеров по маркетингу и лишь 9% на специалистов по PR (вне зависимости от квалификации и профессионального опыта). 


Так что те, кто сейчас определяется с выбором профессии, ну, вы меня поняли :).


Алёна Владимирская, известный хэдхантер, автор проектов PRUFFI и «Антирабство» (рекомендую последний, кстати, молодым специалистам, мечтающим получить совет бывалого и дельное руководство к действию по правильному позиционированию себя на рынке), в недавней статье на «Снобе» про профессии будущего подытожила: «умрет все, где действия работника четко алгоритмизируются, описаны, повторяемы и не требуют никакого креатива. Причем не только в низовом сегменте, это касается и достаточно большого пласта журналистов, переводчиков и так называемых культурных профессий». 


Словом, пора забыть про «уютненький» PR и SMM, измеряемый количеством собственноручно написанных публикаций/снятых и «посеяных» видео или проведенных пресс-завтраков. Забыть про богемный образ рекламщика Октава Парана из «99 франков» и Вавилена Татарского из «Generation П». И вспомнить про прибыль. Потому что PR - это не про умение красиво упаковывать продукт/услугу в тексты, не про креатив и даже не про связи и взаимодействие с общественностью. PR - это длинные деньги. Это то, благодаря чему, компания/бренд/персона/проект etc зарабатывает. Да, в перспективе. Но много и хорошо. 


Всё еще сомневаетесь? Пришло время рубрики: «Спросите у великого». И сегодня с примерами не просто удачного, а непревзойденного PR, принёсшего своим обладателям славу, деньги и любовь публики, мне помогает американский лауреат Нобелевской премии по литературе, прозаик Уильям Фолкнер (для интересующихся).


А вот так он выглядит :): 



История 1: PR в политике 

Великобритания, жаркое лондонское лето 1886 года. Двое сильных политиков: Уильям Гладстон и Бенджамин Дизраэли неистово жаждали признания общественности и кресла премьер-министра. Оставалась неделя до выборов. На кону: половина мира. И вдруг появляется женщина, светская особа, которая обедает по очереди с одним и другим кандидатом. Естественной реакцией прессы было достать её из под земли и выведать, какое впечатление произвели на неё конкуренты? Особа ответила: «После обеда с господином Гладстоном я подумала, что это самый умный человек в Англии. А вот после обеда с господином Дизраэли мне показалось, что самый умный человек в Англии - это я».  

Внимание вопрос: как вы думаете, кто победил на выборах?*   

*для тех, кто не помнит или кому не с руки «гуглить», ответ в конце статьи. 


История 2: Антикризисный PR в бизнесе

В 1981 году у руля объединения национальных авиакомпаний Дании, Норвегии и Швеции - SAS - встал шведский менеджер Ян Карлсон. Компания, к тому моменту, всего за три года, потеряла не только долю рынка, что удерживала на протяжении 17 лет, но и претерпела убытков в размере 30 млн долларов.



Чтобы вывернуть штурвал тонущего воздушного судна, Карлсон сконцентрировал внимание на двух областях PR: отношениях с внутренней аудиторией - сотрудниками компании - и клиентском сервисе. Первым делом он письменно оповестил около 20 тыс. сотрудников о том, что дела плохи и он лично остро нуждается в их помощи. Он публично признал прошлые ошибки и апеллировал к общей ответственности за случившееся. Карлсон утверждал: каждый сотрудник должен понимать, где действительно сейчас находится SAS. Он обсуждал ситуацию открыто, к тому же не забывал непрестанно благодарить сотрудников за помощь. Параллельно с этим он заложил в SAS основы корпоративной философии и миссии. Поставил целью: сделать SAS самой лучшей авиакомпанией в мире. А это значит, что у каждого пассажира авиалиний, на каждом сидении вне зависимости от ранга, должна была быть свежая пресса (абсолютно бесплатно). Он был приверженцем «первоклассного сервиса по экономическому тарифу» и настоял на том, что только клиент судна достоин особенных привилегий (шеф авиакомпании заходил на борт последним, уступая дорогу другим пассажирам). 


Внимание вопрос: спустя какой промежуток времени SAS избавилась от долгов и дела её пошли в гору? И как поблагодарил своих сотрудников за лояльность, приверженность и отличные финансовые показатели их «рулевой»?**

**ответ уже совсем скоро =). 

Отпустим Фолкнера и дадим маленькую историю от автора.


Предприятие, выпускающее макаронные изделия, получившее свой завод по изготовлению макаронных изделий со всем наследием советского прошлого, много и долго вкладывалось в производство и примерно столько же в продажи. Спустя 20 лет (это действительно реальная цифра) предприятие задумалось над тем, что упустило долю рынка, да и с узнаваемостью бренда дела не очень. Продажи падают, информационного фона нет, последняя новость в сети - про банкротство одного из заводов в 2008-м и связанное с этим судебное разбирательство. 



Чтобы исправить кривую его менеджмент принял решение нанять pr-менеджера, который сделает предприятие узнаваемым и цитируемым в СМИ, продукты любимыми у населения, а вход в сети возможным со взмаха (макаронным изделием) руки. На всё: три месяца (цифра реальная). Из вводных также нам известно, что спикеров для СМИ у компании нет (те, кто могут ими стать - не хотят, тех, кто не может, но кого можно было бы научить - не дают). Для проведения анализа на фокус-группах средств нет. И времени нет тоже.***

*** - сфера деятельности предприятия изменена, история реальна.

Внимание вопрос: назовите три ошибки менеджмента предприятия? Назовите, запомните, и сами так не делайте (если вы представитель бизнеса) :). А для тех, кто решит поразмяться, предлагаю решить задачу в ситуации, если бы возможные к исправлению ошибки были исправлены, а задача осталась. Сколько времени вам бы потребовалось и с чего бы вы начали? (автор самого оригинального решения получит полезную в быту и работе штуку от меня =)).


Ну и наконец ответы на истории от Фолкнера:

  1. Выборы выиграл Дизраэли (основа основ имидж-PR - нет, не умением ладить со светскими женщинами, а способность придерживаться выбранной линии поведения/имиджа на протяжении всей кампании. В нашем случае выдающиеся умственные способности кандидата не отменяли задачу подчеркивать/демонстрировать и другие качества: ком-муникабельность и участливость по отношению к собеседнику). 

  2. Ян Карлсон был назван прессой «феноменом менеджмента», так как вывел SAS в безубыточность всего за 1 год. Сотрудников менеджер поблагодарил в 1982-м - отправив каждому посылкой золотые часы и свидетельство на право бесплатного полета на авиалайнерах компании (сформировав, тем самым, в их лице практически вечных защитников марки).  


P.S.: статью Алёны Владимирской про профессии будущего можно прочесть здесь.


PR Not DEAD: будьте лучшими в своём деле! 



С любовью,

Марина Елина



Заголовок

Вы можете выбрать стиль текста, его начертание и цвет

 

RED - агентство, реализующее проекты для бизнеса, политических и общественных организаций по внутреннему и внешнему PR.

© RED 2016

Контакты